Повторение и обобщение изученного материала. «Своя игра» 4 класс
Урок математики в 4 классе Учитель: Биккулова А.Р. Тема: Повторение и обобщение изученного материала. «Своя игра» тцу: образовательная: закрепить знание величин, их единиц измерения; умения переводить единицы измерения в меньшие или большие, сравнивать; решать задачи с разными величинами; задача: создать благоприятные условия для удовлетворения потребностей в познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями; развивающая: развивать логику, навыки математического счета с различными величинами; задача: развивать математическую речь, внимание, мышление; воспитательная: воспитывать интерес к математике, познанию, творчеству, стремление быть лучшим, воспитывать чувство дружбы и товарищества. Тип урока: Урок закрепления знаний Краткое описание: Данный материал можно использовать при повторении и обобщении изученного материала. Данную работу можно использовать как шаблон для создания игры в любом классе, подобрав и заменив материал на соответствующий возрасту. Урок проводится в форме игры – соревнования «Своя игра». Соревнование может быть между командами или индивидуальное, между предварительно выбранными участниками. Ход урока-игры: I. Организационный момент Вы на встречу все пришли, И не хмурьте лица, Будьте весёлыми всегда В игре легко учиться. Коллектив наш небольшой, Но лучистый, озорной. И сегодня здесь, друзья, Свела нас интересная игра – «Своя игра». Эпиграфом к нашему уроку будут слова великого математика Андрея Андреевича Маркова «Успех решает не судьба, А только наши знания» II. Жеребьёвка. Объявление темы игры. Актуализация знаний. Класс делится на команды – группы мудрецов, выбирается капитан команды. Капитан выбирает тему и вопрос на экране, на который отвечают все участники игры, в том числе и другие команды или зрители. Если команда, выбиравшая вопрос, ошибается, право дать ответ получает другая команда, подготовившая ответ. Мудрецы, набравшие наибольшее количество очков, выигрывают. Учитель: Сейчас мы определим, кто первым начнёт игру. Команда, поднявшая руку первой, при правильном ответе получает снеговика. Та команда, у которой в конце устного счёта будет наибольшее количество снеговиков, будет начинать Свою Игру. Устный счет по сказке «Золушка» - Сказка «Золушка» начинается так: Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. Они любили покушать и вредничать! 1. Они утром съедали 20 гамбургеров, днем 45 хот-догов, а вечером 33 бутерброда. Сколько всего гамбургеров, хот-догов и бутербродов они съедали за день? Проверьте (20+45+33=98); 2. Старшая дочь за день вредничала 15 раз, а младшая в 10 раз больше. Сколько раз вредничала младшая дочь? Проверьте (15 х 10 = 150). 3. Сестры были очень ленивые и глупые, все за них делала Золушка. С лёгкостью могла решить такую задачку. А вам слабо? Один ослик вез 10кг сахару, а другой ослик - 10кг поп-корма. У кого поклажа была тяжелее? 4.Золушка делала самую тяжелую работу в доме. К ночи её глаза закрывались от усталости. Сколько пар глаз, в это время, уже спали в доме, где жила Золушка? (4пары) 5. Она трудилась с 6 часов утра до 10 часов вечера. Как по-другому сказать 10 часов вечера? (22 часа) Посчитайте, сколько часов работала Золушка? Проверьте (16 часов). 6. Во сколько часов просыпались сестры, если они поднимались через 6 часов, после того, как просыпалась Золушка? Проверьте (в 12 часов). Итак, посчитайте, пожалуйста ваших снеговиков, чья команда будет начинать игру первой?
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелайте друг другу успехов и хорошего настроения. Учитель: Перед вами листы с вопросами, расположенными по темам. Вопросы расположены по степени сложности: 100-200 очков – простые вопросы, 300-400 – требующие рассуждения и решения. Вопросы на 500 очков требуют смекалки и последовательного решения.. . (За правильные ответы в баллах, выдаётся жетон:
за задание в 100 баллов - синий жетон 200-зелёный жетон 300-жёлтый 400-оранжевый 500-красный)
Итак, начинаем игру. Желаю всем удачи! Пусть победит сильнейший!
III. «Своя игра»
Единицы массы 100- Перечисли единицы массы, начиная с наименьшей. Центнер; килограмм; тонна; грамм. /грамм, килограмм, центнер, тонна / 200- 1) Какая бутылка пустая?
2) Сколько весит пакет с солью?
300 – Вырази в более крупных единицах измерения /1200кг=1т2ц, 30ц=3т, 600 000кг=600ц, 3000 г = кг, 5200 г = кг__ г__; 4050 г = кг___ г____ /
500- На складе лежат мешки с мукой и крупой. Мешок с мукой весит 80кг, а с крупой – 60 кг. Каких мешков на складе больше и на сколько, если муки 4 560кг, а крупы – 3 840кг? / 4560:80=57м – муки, 3840:60=64м, 64-57=7м- разница/
Единицы времени 100 – Назовите единицы времени, начиная с самой крупной Минута, секунда, сутки, час, век, месяц, тысячелетие, год, секунда. /тысячелетие век год месяц неделя сутки час минута секунда/
200 – Выразите в более мелких единицах измерения 2ч15 мин=____; 1мин 20сек=____;1год 8 мес.=_____; 16сут 3ч=______ч________мин. /2ч15 мин=135мин, 1мин 20сек=80сек,1год 8 мес.=20 мес,16сут 3ч= 387ч=23 220мин/
300–В сутки через легкие человека проходит 10 000л воздуха. Сколько литров воздуха поступит в легкие за месяц, в котором 30 дней? За год? /30д- 300 000л , 365д – 3 650 000л
400 –Вычислите, сколько проводит времени ученик в школе, если по расписанию 6 уроков по 45 минут, а перемены по 15 минут? Время выразить в минутах. / 45х6=270мин, 5х15=75мин, 270+75=345мин = 5ч45мин/ 500 – Если в субботу можно провести в гостях 1/3 от половины суток, а в воскресенье 3/4 от третьей части суток, то сколько времени можно провести в гостях в субботу и воскресенье вместе? Сколько конфет можно было бы съесть за это время, если каждые пол часа съедать по конфете?
Единицы длины 100– вставить пропущенные названия единиц длины 1дм = ___см___мм; 1м = _____мм /1дм = 10см = 100мм 1м= 1000мм/
Задачи 100– В саду на сборе яблок работали три бригады. Первая бригада за день собрала 345 кг яблок, вторая – 321кг, третья – 295кг. Сколько яблок собрали эти бригады за день? 345 321 295 961
200- Велосипедист проехал 2км от дома до стадиона и 18 км по стадиону за 2часа. Найдите скорость велосипедиста. /2+18=20км, 20:2=10км/ч/
300- Рабочий изготовил 234 детали за 6 дней. Сколько времени потребуется рабочему для изготовления 312 деталей? /234:6=39д, 312:39=8д/
400- В два магазина привезли 1 800кг картофеля, который был расфасован в пакеты одинаковой массы. В первый магазин привезли 540 пакетов, во второй – 360 пакетов. Сколько килограммов картофеля привезли в каждый магазин в отдельности? /540+360=900(п) -привезли в магазины всего, 1 800:900=2(кг)-картофеля в одном пакете, 540х2=1 080(кг)-привезли в первый магазин, 360х2=720(кг)-привезли во второй магазин/
500- Поезд проехал со скоростью 50 км/ч 250 км. За тоже время автомобиль проехал 300км. Какова скорость автомобиля? /250:50=5ч, 300:5=60км/ч/
400- Расшифруй пословицу, в которой каждая буква заменена ее соответствующим порядковым номером в русском алфавите: 13 6 15 30 - 14 1 20 30 3 19 6 23 17 16 18 16 12 16 3 Ответ: Лень – мать всех пороков. 500- 700 х 100 – 100 : 10 = 69990 1089 – 990 : 10 : 9 = 110 /70000 – 10 = 69990/ (1089 – (990 : 10)) : 9 = 110 Расставь скобки в равенствах так, чтобы они стали верными
После 25 минут работы выполняется Физкультминутка.
Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо присесть. Отожмёмся мы сейчас, Если сможем – десять раз. Посидим и отдохнём И работать мы начнём.
IY. Подведение итогов В конце урока каждая команда подсчитывает свои жетоны, а по ним и баллы, которые они набрали. (таблица баллов на доске) Итак, закончилась игра И победителей приветствовать пора. Нам по нраву ваш характер боевой, Темперамент ваш веселый, огневой! Мы по праву призовые места достойным отдадим, И медалями, конечно - наградим!
(прикрепить медали булавками, вручить дипломы и сертификаты) Награждение победителей. Домашнее задание: Решить тестовые задания
Т Е С Т (ФИ)__________________________________ 1. В каждом классе содержится: а) 1 разряд; б) 5 разрядов; в) 3 разряда 2. Классы называются: а) Класс единиц, класс десятков, класс сотен; б) Класс единиц, класс тысяч, класс миллионов, класс миллиардов. 3. В каком из этих чисел отсутствуют сотни чисел: а) 542543; б) 243000; в) 3456; г) 32890. 4. Площадь прямоугольника, длиной 10 см, а шириной в 5 раз меньше. а) 2 см2; б) 20 см2; в) 10 см2; г) 50 см2; 5. Самая крупная единица времени. а) час; б) секунда; в) век; г) год. 6. Какое из утверждений верное? а) век – это 365 суток; в) в году 12 месяцев. б) в одной минуте 60 секунд; 7. В каком ряду единицы массы расположены в порядке возрастания: а) тонна, центнер, килограмм, грамм; б) центнер, грамм, тонна, килограмм; в) грамм, килограмм, центнер, тонна.