«Дифференциально - диагностический опросник»
(ДДО)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
- а. Ухаживать за животными
б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их - а. Помогать больным людям, лечить их
б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы - а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
б. Следить за состоянием и развитием растений. - а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать - а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) - а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) - а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.) - а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) - а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках - а. Лечить животных
б. Выполнять вычисления, расчеты. - а. Выводить новые сорта растений
б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) - а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) - а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов. - а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. - а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) - а. Делать лабораторные анализы в больнице
б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение - а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов - а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
б. Играть на сцене, принимать участие в концертах - а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты - а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)
П | Т | Ч | З | Х |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19a | 19б | |||
20а | 20б |
Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.